?

Log in

квартиры, спб, жк, новостройки, купить

novostroyka_spb in spb_retro

История Петербурга, фабрика Мельцера (Карповка, 27- 29)

Территория фабрики Мельцера на набережной реки Карповки, 27 – 29 Каменноостровский, 49 – 51 ул. Проф. Попова, 18 - 20


Территороия бывшей мебельной фабрики Мельцера занимает участок между набережной реки Карповки, Каменноостровским проспектом и выходит на ул. Профессора Попова (Песочная).

участок, занимаемый фабрикой Мельцера

Исторические объекты на территории: Дом Гризара (Карповка 27), дом Корлякова (угловой - Карповки 29 – Каменноостровский 49), кинотеатр Гранд Палас (Каменноостровский 51) товарищество Мельцера (ул. Проф Попова 18 -20)

план объектов на территории бывшей фабрики Мельцера

Первые постройки на данном участке датируются 1820 гг. Застройка территории была в основном сформирована в конце XIX — начале XX в., значительные изменения произошли в 1900-1910-х гг. и далее в течение XX века. Затем застройка участка претерпевала изменения в ходе реконструкций под функциональные нужды владельцев.

В разное время в ходе истории к разработке проектов зданий на участке привлекались известные архитекторы А.Ромасько, Е. Аникин, Ф.Адамини, А.Ладан, В.Шауб, Э.Мельцер и другие. Авторство проекта углового дома – «Дома Корлякова» - приписывается архитектору Д.Адамини. Однако эксперты не смогли подтвердить факт, в архивах не найдено документального подтверждения причастности Адамини. Индустриальный или «кирпичный» стиль здесь соседствует с неоклассицизмом и хаотично разбросанными многочисленными внестилевыми надстройками и пристройками утилитарного характера.

Владельцы участка

Владельцы малых участков, размещавшихся на данной территории, часто менялись. Угловой участок по Каменноостровскому проспекту и наб. реки Карповки, по имеющимся сведениям, в первой трети XIX века принадлежал купцу Корлякову. Соседний участок, на углу проспекта и Песочной ул., с деревянными строениями и садом, находился в собственности коллежского советника Беляева. Смежный же с ними сквозной участок между Карповской и Песочной улицей с деревянными постройками, садом и огородом, принадлежал статскому советнику Масальскому.

Участок Корлякова имел косоугольную конфигурацию. Более протяженной стороной он выходил на Каменноостровский пр., между угловым домом и отдельно стоящим флигелем находился сад. Угловой дом-особняк представляет собой образчик позднего безордерного классицизма и датируется 1820 г. Автором проекта «Дома Корлякова» считается архитектор Д. Адамини (по атрибуции историков В.И. Грибанова и Л.Я. Лурье, приведенной в научно-популярном издании «Аптекарский остров» Л.; Лениздат, 1998 г., стр.55). Авторских проектных чертежей здания не выявлено.




Во второй половине XIX — начале XX в. участок, выходивший на Каменноостровкий, принадлежал семье Куницыных. В 1868 г. по заказу Куницыных во дворе были сооружены два деревянных одноэтажных флигеля для нежилых служб. В 1874 г. для почетного гражданина П. В. Куницына архитектор Ф. М. Тутышкин составил проект расширения и надстройки вторым этажом каменного флигеля, выходящего торцом на Каменноостровский пр., а также постройки каменных двухэтажных служб позади него. Этот проект не был осуществлен, что подтверждается планом небольших хозяйственных переделок, намечавшихся для того же владельца архитектором А. А. Ашемуром. Наиболее значительным мероприятием на этом участке стала перестройка каменного одноэтажного флигеля 1820-х гг. По заказу домовладельца В. П. Куницына архитектор А. Я. Ромасько составил проект внутренней реконструкции и изменения фасада. В результате перестройки флигель был приспособлен под кинематограф. Вход в него вел со стороны проспекта через фойе, зрительный зал был рассчитан на 174 места. Здание кинематографа «Гранд-Палас» представляет собой образец одного из немногих частично сохранившихся отдельно стоящих зданий кинематографов 1910-х гг. в Санкт-Петербурге и единственного на Петроградской стороне. Сохранился лицевой фасад в стиле неоклассицизма. Боковые фасады и планировки искажены или утрачены в ходе многочисленных реконструкций.



Наиболее богатая история связана с соседним участком Масальского, где расположились кирпичные корпуса. Архивное дело по застройке территории, перешедшей от Масальского к купцу и владельцу фабрики ламп и бронзовых изделий Жану (Егору) Гризару, ведется с 1854 г. Фабричная застройка здесь началась со строительства по проекту 1857 г. архитектора Е.Ф. Аникина каменного трехэтажного здания, обращенного на Карповку, и примыкающего к нему двухэтажного каменного флигеля, где разместились магазин и фабричное производство.



Дальнейшее расширение фабрики, изменившей профиль и владельца, продолжалось в северном направлении в глубину участка. Так, здесь появились два одноэтажных строения обойной фабрики купца Ф.Ф. Эберлина по проекту 1869 г. архитектора А.Ладана. Однако основной этап развития фабричной застройки пришелся на период с 1884 г., когда владельцами фабрики становятся купец 1-й гильдии, прусский подданный и петербургский купец Фридрих Иоганн (Федор Андреевич) Мельцер и известный петербургский архитектор и мастер прикладного искусства Роман Федорович Мельцер. Петербургская фабрика «Ф.Мельцер и К» стала крупнейшим в дореволюционной России мебельным предприятием.



Первоначально владельцы привлекли для строительства молодого архитектора немецкого происхождения Василия Васильевича (Вильгельма Иоганна Христиана) Шауба, выдающегося архитектора-строителя конца ХIХ – начала ХХ века, одного из пионеров петербургского модерна. Ранние произведения зодчего, в том числе и здание фабрики Мельцера, выполнены в формах эклектики и «кирпичного стиля». В июне 1884 г. он разработал для фабрики проект перестройки лицевого корпуса, надстройки на фабричном флигеле и пристройки к нему одноэтажного помещения для паровых котлов.

пристройки на территории фабрики мельцера, кирпичный стиль пристройки на территории фабрики мельцера, кирпичный стиль

На фабрике были мастерские: рисовальная, находившая в ведении придворного архитектора Р.Ф. Мельцера и изготавливавшая «все проекты, рисунки шаблоны»; скульптурная, выполнявшая модели и декоративную лепку; столярная, резная, токарная, лакировочная, бронзовая, слесарная, обойная, швейная, а также машинное отделение с деревообрабатывающими станками и библиотека. Наиболее значимый этап связан с работами для императорских дворцов, когда фабрикой владели Роман Федорович (1860-1943) и Федор Федорович (1861 -1945). По проектам придворного архитектора на их фабрике было создано убранство комнат Зимнего, Александровского дворцов и Нижней дачи в Петергофе. Николай II благоволил Р.Ф. Мельцеру и фабрика при нем выполняла все крупные заказы двора. Кроме того, здесь выпускали мебель для широких слоев общества. Помимо мебели изготавливались все элементы отделки интерьеров: деревянная обшивка панелей, обивка стен кожей, лепные и бронзовые детали, камины, фурнитура, осветительное оборудование. В 1900-х гг. ассортимент еще более расширился за счет изготовления функциональной мебели.

Начиная с 1889 г. сооружение пристроек и новых корпусов на территории фабрики проводилось непосредственно по проектам самих владельцев. В 1898 г. Р. Мельцер разработал проект дымовой трубы.

Фотографии в альбоме «Промышленные здания Петроградской стороны» ГРАД ПЕТРА от ПЕТРА ГРАДОВА на Яндекс.Фотках





Композиционное завершение участок получил в 1902 г., когда по проекту Э.Ф. Мельцера по красной линии Песочной улицы (ныне ул. Профессора Попова) был выстроен каменный четырехэтажный фабричный корпус вместо снесенных деревянных построек, внутренняя планировка помещений которого неоднократно изменялась, соответственно функциональному назначению здания.



Во время Первой мировой войны на фабрике производили пропеллеры и винты для первых аэропланов, первые гидросамолеты, аппараты телефонной и телеграфной связи. Мебельная фабрика была национализирована в 1919 г. и переименована во 2-й Государственный деревообделочный завод в составе объединения «Главмебель». В 1922-1923 гг. предприятие было включено в «Петродревстрой», а вскоре ему было присвоено имя Степана Халтурина.

В 1925 г. территория завода была расширена за счет присоединения соседнего участка, расположенного на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. В угловом здании разместилась школа фабрично-заводского обучения, а остальные корпуса отошли под производственные и складские функции. Некоторые постройки были заняты складом лесоматериалов, слесарной мастерской и конюшней. В здании бывшего кинематографа «Гранд Палас» разместился склад материалов. В 1927-1929 гг. здание слесарно-столярной мастерской было перестроено с заменой деревянных конструкций на железобетонный каркас, к ней пристроен двухэтажный корпус, соединивший ее с помещением сушильной камеры. В 1934 г. Государственный деревообделочный завод им. С.Халтурина перешел в ведение главного управления «Союзмебель» Наркомлеса, а в 1939 -1944 гг. Наркомата авиационной промышленности, освоив выпуск продукции по специальному заказу, в связи с чем корпуса были реконструированы. В годы Великой Отечественной войны здесь выполнялись военные заказы.

В послевоенный период (1946-1950) завод был вновь передан в ведение мебельной промышленности. Корпуса были реконструированы и приспособлены для производства массовой мебели. В таком качестве предприятие - завод №4 производственного объединения «Ленмебельдревпром», затем экспериментальный мебельный комбинат «Интурист» - просуществовало вплоть до 1998 г., когда прекратило свое существование.

В настоящее время историческая структура застройки объединенных участков утрачена, на участке помимо исторических зданий, включенных в перечень, находятся многочисленные пристройки разных времен, что хорошо видно на фотографии ниже.



Сами здания находятся в крайне плачевном состоянии. Подробный репортаж группы заброшки о фабрике Мельцера "снаружи и внутри"
источник материала: Град Петра от Петра Градова - Историческая справка о территории участка бывшей мебельной фабрики Мельцера на Карповке 27 - 29

Comments